Наше все

Когда оформление документов позади и новоиспеченные родители привозят домой приемного ребенка, стрессовая гонка последних приготовлений остается позади. Тут бы взять тайм-аут, передохнуть, но куда там! Глазам открывается непаханое поле новых дел. С чего начать? Что в первую очередь, а что потом? Встать на очередь в детский сад? Лечить, снимать диагнозы? Учить буквы и цвета? Приучать к домашнему режиму? Постараться сохранить привычный? Как наладить контакт? Родители по своему усмотрению приступят к никогда не кончающемуся списку дел по проекту «Наш ребенок», но специалисты настоятельно советуют с первого дня включить в него особенный пункт, над которым необходимо работать с первого дня и далее – всегда. Установление и укрепление привязанности.

Почему именно привязанность?

Потому как именно от ее наличия и качества будет зависеть все или почти все, ради чего готовы стараться родители: познавательная активность, успешность в отношениях с людьми, да и просто счастье.

Впервые исследовал привязанность английский психолог Джон Боулби. Он и его ученики в течение многих лет наблюдали за отношениями детей и родителей, за тем, как устанавливаются, развиваются их отношения, за последствиями их разлучения. Их выводы убедительно показали, что привязанность не излишество или приятное дополнение, а базовое условие выживания и развития ребенка. Недостаточно просто ухаживать за ребенком, нужен постоянный значимый взрослый (не всегда в силу обстоятельств это может быть именно мама), с кем ребенок сможет установить прочную и глубокую эмоциональную связь. Если за ребенком ухаживают постоянно сменяющие друг друга люди или в условиях учреждения на одного взрослого приходится слишком много детей, привязанность не формируется, что приводит к патологическим изменениям в развитии, которые могут стать необратимыми.

Будущее начинается сейчас

Детско-родительская привязанность – это отношения. Качество этих отношений становится бессознательным, но очень могущественным образцом для всех последующих отношений и картины мира. Хотя потребность в привязанности биологически задана, ее качество или тип зависит от условий воспитания и главным образом от отношений с матерью. Когда родители внимательны, отвечают нежностью и заботой на нужды малыша, то к году-полутора они формируют надежные, позитивные отношения. Если не будет помех, малыш ответит на такие отношения устойчивой и надежной привязанностью. В ней заключено и тщательно вызревает все будущее малыша: его будущие отношения с людьми, социализация, эмоциональное развитие, самооценка, разум. Образцы, полученные в раннем детстве, переходят во взрослую жизнь, формируют новых родителей. Изменение этих образцов, если они оказались неудачными, требует долгой и кропотливой работы.

Привязанность – не то, что дано детям природой раз и навсегда, если ее не поддерживать, она может «болеть» и разрушаться. Жизнь «подбрасывает» немало ситуаций, в которых привязанность не формируется или не развивается должным образом:

++ Длительная разлука с родителями, помещение в учреждение на государственное обеспечение.

++ Злоупотребление алкоголем или наркотиками матерью во время беременности.

++ Травмы: сексуальное насилие, физическое насилие.

++ Депрессия, шизофрения, другие психические расстройства у родителя.

++ Алкоголизм, наркомания родителя.

++ Госпитализация родителя или ребенка, если они лишаются возможности контакта.

++ Частая смена лиц, ухаживающих за ребенком.

++ Чрезмерная опека или пренебрежение нуждами ребенка.

Среди усыновляемых крайне редко можно встретить детей с надежной привязанностью, но с течением времени она может укрепиться в отношениях с новыми родителями и начать питать душу ребенка, как и задумано природой. Чаще всего у усыновляемых детей встречаются следующие трудности:

Ненадежные типы привязанности:

Отличительная черта: дети не могут полагаться на значимых взрослых как на надежный источник заботы. Они всегда чувствуют риск, что однажды их оставят наедине со своей беспомощностью.

Избегающая привязанность

В этой ситуации ребенок привязывается ко взрослому, но совершенно не уверен в том, что взрослый в ответ позаботится о нем. Тогда он может решить, что лучше уж полагаться на собственные силы и демонстрирует чрезмерную независимость, самостоятельно решая свои проблемы, хотя и не всегда наилучшим образом. Часто легко находит контакт с посторонними и может довериться им больше, чем родителям.

Амбивалентная привязанность (тревожная)

Ребенок не уверен в будущем. Ему кажется, что любовь и забота родителей могут исчезнуть в любой момент. Если в отношениях все хорошо, то хорошо только сейчас, а в будущем все равно все должно быть плохо, и его снова бросят одного. Ребенок цепляется за родителей. Если за ними закрывается дверь хотя бы в туалет, у тревожно привязанного ребенка может начаться истерика, несмотря на то, что он уже три года как дома. Такой тип привязанности характерен для детей, переживших пренебрежение или шоковую разлуку с родителями, или несколько перемещений в течение первых месяцев жизни.

Амбивалентная привязанность

Родителям таких детей может казаться, что подростковый кризис наступил у их ребенка гораздо раньше срока. Он прекрасно умеет «доводить до белого каления» и находить у родителей такие скрытые «кнопки», о которых они до сих пор и не подозревали! Ребенок и хочет близости, и сам отталкивает. Эмоциональные «качели» все время в движении: он то любит, то ненавидит. Ни строгость, ни предупредительность не приносят устойчивого результата. Дети, пережившие физическое насилие, могут умело провоцировать родителей на физическую расправу.

Дезорганизованная привязанность

Предыдущие типы привязанностей предполагают умение получать и использовать информацию для выстраивания не очень продуктивных, но все же отношений с родителями. Дети выбирают тактику поведения, которая, как они думают, должна принести результат – заботу и любовь родителей. В категорию дезорганизованной привязанности попадают дети, которые не способны выстраивать даже такие отношения. Ребенок пугается, уходит в себя при попытке проявить свои нужды и желания. Часто впадает в ярость. Не играет совсем или играет в игры с зашкаливающей жестокостью. Появление родителей, кажется, приносит ему больше дискомфорта, чем радости. Близость слишком сильно ассоциируется со страхом и беспомощностью.

На другом конце привязанности

Если ребенок не может привязаться, это часто вызывает у родителей реакцию контрпереноса. Они бес сознательно реагируют на поведение не доверяющего ребенка. Родители чувствуют себя никчемными, неспособными, и не нужными ребенку. Их эмоциональные ресурсы быстро истощаются, и в полный рост встают страшные вопросы, на которые, кажется, есть только утвердительный ответ:

++ Похоже, этот ребенок просто ненавидит (использует) меня?

++ Я не тот родитель, который нужен этому ребенку?

++ Я моральный урод? Я схожу с ума?

++ В нашей семье все не так?

++ Усыновлять можно только младенцев, иначе это неудача и сплошное мучение?

++ Бог не зря не дал нам детей – мы не справляемся.

О том, как выйти из этого порочного круга и успешно работать над привязанностью, мы поговорим в следующем номере. Продолжение следует… ♥

Подготовила Анна Черных по материалам книги Deborah

D. Gray “Attaching in Adoption” perspectivespress.com