Социальное сиротство – вызов всему обществу

Краткие сравнительные статистические данные по сиротству к началу 2010 года:

● Всего детей, оставшихся без попечения родителей в России – 697 477, это 2,68% от всего детского населения.

● Из них воспитывается на семейных формах – 440 029, это 63 % от всех учтенных детей; остальные дети воспитываются в интернатных учреждениях.

● Выявлено детей за 2009 год – 114 715 это 0,44% от всего детского населения России.

Сиротство для России – проблема очень старая. В ее решение вкладываются большие усилия и средства, но изменения происходят медленно. Прежде всего, потому, что применяемые механизмы решения проблемы устарели, часто направлены только на латание дыр или изображение бурной деятельности и приводят лишь к дополнительным расходам для налогоплательщиков.

Одна из главных причин кроется в применяемых подходах и попытке разрешать сложные семейные и социальные вопросы одними только административными и финансовыми методами: требованиями не допустить, обязать, стимулирование выплатами. Однако, нам всем известно, что иногда личная поддержка, качественная консультация и научение дает семье больше, чем угроза или финансовое содержание.

Что касается содержания детей в учреждениях и изменения этой ситуации (деинституционализации воспитания детей), то основных проблемы две:

● отсутствие ориентированности на интересы детей и контроля над исполнением со стороны основного заказчика – общества,

● активное сопротивление интернатной системы структурным изменениям и передаче детей на воспитание в семьи.

Система воспитания детей в российских учреждениях исторически не ориентирована на реабилитацию и временное содержание детей, а на содержание в системе до самого выпуска (чаще всего до исполнения 18 лет). Вся организация работы нацелена на удобство одновременного обслуживания большого количества детей, поэтому размещение, питание и быт близки к казарменным и не имеют ничего общего с семейными условиями воспитания. Кроме того, нормы санитарной безопасности для учреждений предусматривают ограничения в продуктах питания, выполнении детьми бытовых и хозяйственных работ, участии их в приготовлении пищи и уборке помещений. Создание условий воспитания, близких к семейным, требует значительных затрат и во многих учреждениях невозможно без полной перестройки и реорганизации.

Администрациям и всему персоналу невыгодно заниматься временным содержанием детей и организовывать работу по устройству и возвращению в семьи, т.к. в финансировании учреждения заложен подушевой принцип – сколько детей столько и дохода. При уменьшении количества детей уменьшает ся сумма поступлений в учреждение, происходит сокращение персонала. Зато учреждение и воспитатели заинтересованы в разного вида подработках на своем рабочем месте и совмещении должностей, в том числе, в ведении так называемых социализирующих проектов, кружков и т.д.

Принципиально порочная система тянет за собой еще и дополнительные расходы в виде дорогих и мало эффективных «горчичников», чтобы сгладить последствия такого воспитания. Самый распространенный из них – постинтернатная адаптация выпускников. После выпуска из учреждения, т.е. когда человек уже сформировался и его трудно переучить и сформировать социальные навыки, начинается работа по исправлению недостатков учрежденческого воспитания.

Вокруг учреждений существует сложившаяся система подкармливания. В нее включены корпорации и частные фонды, а так же начинающие добровольцы. Речь идет об организации праздников, турпоездок, раздаче рождественских и новогодних подарков и разного рода хороводов вокруг сирот. Дети служат инструментом удовлетворения прихотей взрослых, желающих потешить свое самолюбие. Корпорации показывают властям и населению участие в социальной деятельности (социальную ответственность бизнеса), однако проблемы сирот не решаются. Даже те благотворители и добровольцы, которые желают что-то менять, такой возможностью не обладают - не позволяет законодательство и установки в административном аппарате регионов. Редкие НКО и предприятия организовывают реально социальные проекты, направленные на изменения (Северсталь в г. Череповец, Норвежские предприятия – Мурманск).

Сами детские учреждения не намерены меняться, и находят любые возможности, чтобы сохранить основной вид деятельности как есть или имитировать изменения. Активность смещается к проектам социализации детей в учреждениях - игры и имитация семейной жизни, вместо того, чтобы организовать быт и реально заниматься семейным размещением.

Зато очень выгодно заниматься иностранным усыновлением, так как зарубежные агентства вкладываются в учреждения, часто значительно подменяя расходы региональных бюджетов, содержат на взятках чиновников и администрации детских интернатных учреждений.

Возможность участия НКО и общественности в процессе контроля, управления деятельностью учреждений и оказанию социально значимых услуг позволяет:

● Получить независимую и ориентированную на интересы детей оценку ситуации в учреждениях, вовремя заметить воспитательные проблемы, которые трудно оценить государственным контрольным органам.

● Обеспечить контроль за деятельностью администрации учреждений и помочь в формировании и реализации планов по жизнеустройству детей.

● Заказ услуг у НКО позволяет получить инновационные и качественные услуги, позволяющие снизить риск социального сиротства.

● Стоимость работ ниже, а уровень включенности специалистов в проблему значительно выше, чем в государственных структурах, так как большинство специалистов НКО мотивированы не столько материально, сколько морально. Например, в НКО, занимающихся профилактикой сиротства, развитием семейного устройства, часто работают усыновители и опекуны, искренне желающие помочь детям.

Что требуется для обеспечения эффективного участия НКО и общественности в этой сфере:

● Разработать единый регламент посещения организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (включая больницы и дома ребенка, социальные интернаты), добровольческими организациями и представителями социально ориентированных НКО для возможности оказания социально значимых услуг, развития познавательной, социальной и досуговой деятельности, иной поддержки детей.

● Внести изменения в законодательство, обязывающие органы опеки и региональных операторов банка данных подготавливать, распространять самостоятельно и по запросам НКО открытую информацию о детях, нуждающихся в семейном устройстве, и контролировать ее размещение.

● Создать региональные общественные наблюдательные советы в организациях всех видов интернатных учреждений для детей, в том числе интернатов, домов ребенка, детских домов и др., с целью контроля осуществления их деятельности.

● Создать юридическую базу для формирования общественных попечительских советов в организациях, где проживают дети, для обеспечения общественного контроля деятельности, разработки и выполнения индивидуальных планов защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

● Определить отдельные статьи расходов региональных и муниципальных бюджетов для финансирования заказа социально значимых услуг и поддержки социально ориентированных НКО.

● Определить порядок предоставления помещений, выделения рекламных площадей для НКО, осуществляющих социально значимые услуги.

Алексей Рудов, проект «К новой семье» БФ «Семья», innewfamily.ru