Автор Тема: Из чего сделаны родители..  (Прочитано 2628 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Mari

  • Гость

          Необходимость полной оценки возможностей новой семьи удовлетворить потребности усыновляемого ребенка, осознана специалистами по социальной работе и социальной педагогике давно. И действительно, вряд ли можно прогнозировать успешность размещения ребенка в новой семье с учетом только социальных, правовых и материальных возможностей будущих родителей. Не менее важным является то, что характеризует тончайшие психологические механизмы будущих отношений родителей с новым членом их семьи.
          Как указывают в своих работах известные психологи, личность взрослого, желающего усыновить ребенка, должна быть соткана из целого ряда психологический качеств, позволяющих успешно справиться с воспитанием любого ребенка, в том числе – усыновленного:
 •   Эмпатийность - способность к сопереживанию – позволяет родителям  правильно оценивать  эмоциональные состояния ребенка и адекватно на них реагировать.  Эмпатийность проявляется и в большом, и в малом. Способность к сопереживанию – удел искренних людей. Сыграть сопереживание невозможно. И дело не столько в том,  что мама просто тебя пожалеет – ударил ли  ты пальчик, или переживаешь глубокую юношескую драму с примерным сценарием «Светка из параллельного класса меня бросила», сколько в том, что эмпатийность мамы  проявится в искренних словах поддержки, которые мама обязательно  выскажет. При этом мама всегда, во все трудные минуты жизни ребенка будет рядом.
 •   Открытость родителя в общении с ребенком формирует между ними неформальные доверительные отношения. Комментируя это важное личностное качество, вспоминаются ситуации, когда родители вдруг обнаруживают, что ребенок перестает делиться с ними своим сокровенным, как это было раньше. В сложных внутрисемейных случаях отсутствие открытости у родителей вызывает крайние формы отторжения ребенка семьей  и его уход в «свой мир». А вспомните, как всё начиналось: мы, родители, вдруг переставали интересоваться жизнью ребенка,  употребляли такие слова в общении с ним, как «не лезь», «не твое дело», «вырастешь – поймешь», «не дорос еще мне советы давать» и т.д.   
 •  Эмоциональность родителя позволяет ребенку научиться, наблюдая за выражением чувств  родителя, понимать, различать и выражать свои чувства. Иногда эмоция и ее демонстрация  важнее, чем многие слова. Порой бывает трудно всегда показывать ребенку свою эмоциональность, поскольку особенно на первых этапах развития ребенка волнует красота мотылька или цветка, которую вы не раз наблюдали. Однако порадоваться красоте природы, эмоционально отметить, что такое хорошо, а что такое плохо – гораздо  легче, чем впадать в  многочасовые демагогические нотации о красоте и нравственности человеческих отношений.
 •    Коммуникативность обеспечивает удовлетворяющую родителя и ребенка межличностную связь. Трудно себе представить молчаливого родителя. Ребенок как бы сам вызывает нас на разговор. Понаблюдайте, какую радость у малыша вызывает «разговор» с родителем: даже «агу» и «да-да-да» не должны оставаться без ответа, иначе речь ребенка разовьется со значительным отставанием. Начиная с пеленок ребенку надо читать. Читать вместе с ним. Ведь проговаривание печатного текста – та же коммуникация, причем обязательно эмоциональная и открытая. Проанализируйте, уважаемые родители, часто ли мы обеспечиваем удовлетворяющую ребенка межличностную связь, если, вернувшись с работы, болтаем по телефону или смотрим телевизор?
 •    Альтруистичность – качество, благодаря которому  родитель считает потребности ребенка более важными, чем свои, и считает необходимым удовлетворять их  в первую очередь. С этим качеством, как правило, все в порядке. Жертвенность у наших усыновителей на высоте.  Однако психолог учит во всем видеть «золотую середину»: о своей цели, о своих планах, о своей жизни забывать не надо, поскольку из ребенка может вырасти член общества, уверенный, что «мир вращается вокруг него и ради него». В философии давно закрепилось понятие «детоцентризм». Ученые рассматривают это понятие и социальное явление двояко:  здорово, конечно, что общество наконец-то обеспечивает приоритет прав ребенка, провозглашает бесценность жизни ребенка. В семье детоцентризм проявляется на фоне бурной альтруистичности, что выливается, с одной стороны, в желание родителей обеспечить права, интересы и потребности ребенка; с другой стороны, как ни странно, ведет к сокращению репродуктивной функции семьи. «Нам бы-де одного ребенка всем обеспечить и развить, где уж тут думать о втором-третьем!».
 •   Уравновешенность – способность контролировать свои чувства и являться предсказуемым для ребенка. Наилучшие результаты воспитания – в стабильной и позитивной в своем постоянстве по отношению к ребенку семье. Согласитесь, что нас, взрослых, часто выводит из себя непредсказуемость установок начальства, неуравновешенность наших партнеров и людей, с которыми приходиться иметь дело. Так и в детско-родительских отношениях. Нельзя ежедневно менять границы дозволяемого. В шведской социальной работе описан такой эксперимент: мамам пятилетних мальчиков было предписано не замечать плохого поведения детей, т.е. мамам следовало не ограничивать поведение детей никакими рамками. Эксперимент закончился стрессом пятилетних сорванцов, поскольку мальчики не знали, где границы дозволяемого и мучительно переживали отсутствие контроля со стороны мам.
 •    Гибкость – позволяет находить решения, адекватные текущей  ситуации. Родительская гибкость – та же способность к компромиссу. Найти решение, удовлетворяющее потребностям, амбициям и представлениям обоих сторон трудно. Но необходимо. Антоним гибкости – родительская  однозначность – в представлениях наших детей-подростков часто рассматривается как глупость, недалёкость, в общем -  «отсталость предков».
 •    Адекватная самооценка и уверенность в своих силах – гарантируют самостоятельное решение родителями своих проблем и исключают возможность его самоутверждения за счет ребенка. Здесь главное иметь реальные представления о себе и ребенке. Ребенок приходит в мир семьи для выполнения задач, заложенных в нем природой. Конечно, приятно тешить свое самолюбие неуклонным ростом достижений нашего чада. Однако следует помнить, что ребенок – не наше дополнение, а самостоятельная личность.
 •   Способность к развитию и изменению – гарант адекватности родителя в более поздних возрастах. С ростом и развитием  ребенка растем и изменяемся мы, родители. Меняется стиль и способы общения. И  если раньше мы тотально контролировали дитя, то с возрастом даем ему (ей) больше самостоятельности, право на ошибку и т.д.. Трудно бывает измениться нам, взрослым. Сначала мы выбираем друзей ребенку, а потом мы должны согласиться с тем, что друзья выбирают (или не выбирают) нашего ребенка. В основе родительской способности к развитию и изменению лежит не только высшая степень доверия к ребенку, его выбору, но и способность родителя принять ребенка таким, каков он есть.