Задержка психического развития - не приговор!

Задержка психического развития – один из наиболее частых диагнозов для детей из спецучреждений. Сиротам ставят его практически «не глядя». Почему не надо бояться этого диагноза, если вы берете в семью ребенка из детдома.

Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
ЗПР -это неорганический диагноз
В отличие от умственной отсталости, это неорганический диагноз. Дети не рождаются с задержками, а приобретают их в процессе жизни.
ЗПР формируется как в семье, так и в учреждении, от недостатка общения.
Ребенок в нормальной семье
В нормальных условиях ребенок развивается благодаря постоянному общению с взрослыми. Когда в этих отношениях все хорошо, есть родители, бабушки, дедушки, сестры, братья, то он постоянно находится в обмене актами общения с ними. Они обмениваются словами, взглядами, жестами, улыбками, мимикой, и в этом процессе ребенок развивается. Он достаточно рано начинает понимать, что если он выражает желания, то взрослые стараются эти желания удовлетворить. Для малыша это мощнейший стимул совершенствовать коммуникацию. Ребенок начинает понимать, что чем более внятно он изложит свою просьбу, тем быстрее и лучше ее поймут окружающие. К году он уже верит, что как только его поймут, ему захотят сделать хорошо. Таким образом, каждый раз, когда мы поняли маленького ребенка и сделали то, что он просил, мы подкрепляем его усилия по коммуникации.

Неблагополучная семья
Если же малыш живет в неблагополучной семье, которая им почти не занимается, этот стимул работает плохо: у ребенка происходит дезориентация его речевых усилий. Что будет от того, что он сказал, что хочет кушать? Иногда все хорошо, иногда никак, а иногда все только хуже.

Ребенок в учреждении
Когда ребенок в учреждении, все тоже самое, с той лишь разницей, что в неблагополучной семье многое зависит от состояния родителей, а в учреждении — от регламентов и нехватки времени. У воспитателя в группе может быть до 15 детей. Ребенок в такой ситуации очень хорошо понимает, что нет смысла кого-то звать, воспитатель все равно к нему не подойдет. Реальные потребности ребенка игнорируются, поэтому смысла говорить о своих желаниях и обращаться к взрослым нет. В результате образуется отставание.
ВАЖНО ПОМНИТЬ -
задержку развития не всегда ставят справедливо.
Еще хуже, когда диагностируют умственную отсталость
потому что она не предусматривает обучения в массовой школе
Такой ребенок имеет образовательный потолок, который без специальных технологий не преодолеть, и даже они не всегда помогают с ним справиться. Дети с ЗПР имеют отставание из-за условий жизни, и если с ними заниматься, то будет хорошая динамика развития. Отличить умственную отсталость от ЗПР можно только при длительном наблюдении.

Однако в учреждениях все эти диагнозы детям ставят на основании получасовой беседы, во время которой невозможно обнаружить разницу и отличить ее от шокового состояния после потери родителей. При этом подобные комиссии, как правило, проходят в первые дни и недели после потери семьи.
Процент ошибок велик, и более того, в разных регионах можно наблюдать совершенно разную картину: одни комиссии настроены на «выбраковку», другие — стараются найти в детях потенциал. Степень гипердиагностики может очень сильно отличаться – в некоторых регионах она доходит до 50%.

Потенциальных родителей этот диагноз пугать не должен, ведь дети с умственной отсталостью могут быть совершенными сокровищами. Существует немало семей, которые воспитывают таких детей. Они просто приняли тот факт, что их ребенок не решает уравнений и никогда не станет финансистом. Зато малыш может быть теплым, любящим, охотно помогать родителям, быть совершенно сохранным эмоционально.

Велика и вероятность того, что диагноз не подтвердится. Существует множество методик, которые способны ускорить процесс развития детей с ЗПР и даже органической умственной отсталостью, если ими заниматься. Например, на Западе нормально, когда дети с синдромом Дауна учатся в обычной школе, поступают в вузы. Сейчас диагноз не воспринимается как жесткий коридор, а, скорее, как знак, что такой ребенок нуждается в большем внимании.
Наиболее благоприятным вариантом считается гармоничная задержка в развитии, когда ребенок во всех сферах отстает равномерно. Серьезнее ситуация, когда существует диспропорция в развитии: он может демонстрировать какие-либо качества взрослого человека, но при этом быть эмоционально нестабильным, как трехлетка. Легкая форма ЗПР у ребенка в семье компенсируется в течение года-двух и не требует дополнительного вмешательства, кроме родительской любви и ласки. При серьезной форме ЗПР, сопровождающейся биологическими нарушениями, лучше использовать дополнительные методики.

Есть немало чудесных ситуаций «взрывного развития». Дети, находясь в неблагополучной среде, как бы «замораживаются», «ставят себя на паузу». Поэтому родители, приходя в дом ребенка, обнаруживают 2-летнего малыша, который не ходит, не говорит, смотрит перед собой и раскачивается. Очень часто такие дети дают «взрывное развитие». Через три дня в семье он пошел, через пять – заговорил… Они быстро привязываются к родителям, вырастают на 20 см в год, хорошо прибавляют в весе.

Изначально такие дети в доме ребенка выглядят достаточно неблагополучно. Но в глубине души сохраняют представление о том, что то, что с ними происходит, неправильно, и бойкотируют среду, в которую они попали. Они более сохранны, чем дети, которые адаптируются к ненормальной жизни.

Бывает, что в семью берут самого обычного ребенка, но за счет того, что он адаптировался к жизни в «системе», выясняется, что у него очень серьезные проблемы в эмоционально-волевой сфере, которые могут длиться годами. Это тот случай, когда ребенку ничего не интересно, он не хочет преодолевать трудности, у него нет детской жажды познания. Такие дети меньше страдают в учреждении «прямо сейчас». Те же дети, которые не могут этих правил принять – протестуют, очень страдают и отстают в развитии, но зато сохраняют «сердцевину» – самое ценное.