Навыки будущих родителей

Для того, чтобы быть хорошими родителями нужно много знаний и навыков. Но если вы только раздумываете принять ли ребенка в семью, проясните для себя несколько основных моментов


1
Действительно ли вы готовы принять ребенка в семью?
Будущим опекунам/усыновителям нужно не только знать о воспитании детей, но и адекватно оценивать свои силы и возможности. Прежде чем принять окончательное решение о том, стоит ли принимать ребенка в семью, важно ответить на несколько вопросов:

  • У вас есть поддержка со стороны семьи, родственников, друзей? Их помощь будет необходима прежде всего вам во время адаптации. Сопротивление близких может сильно истощать ваши ресурсы и разрушать отношения.
  • Если у вас уже есть кровные или приемные дети в семье, готовы ли они к появлению других детей? Обсудили ли вы с ними будущие перемены, которые их коснутся? Здесь важно учитывать мнение каждого члена вашей семьи.
  • Вы понимаете, что высокие ожидания могут обернуться разочарованием и возвратом ребенка?
  • Терпеливый ли вы человек? Готовы ли вы отдавать больше, чем получать взамен?
  • Готовы ли вы следить за тем, чтобы все дети находились в безопасности?
  • Готовы ли вы к тому, что усыновленные/опекаемые дети могут не испытывать благодарности к вам?
  • Дети в детских учреждениях могли получить тяжелый опыт физического или сексуального насилия. Все они пережили потерю (здоровья, важного для них человека, самоуважения, привычной жизни). Злость, ярость, апатию, грусть — вот далеко не полный список эмоций, с которыми вам придется столкнуться. Готовы ли вы помочь ребенку справиться с такими серьезными проблемами?
Если вы можете ответить «да» на большинство вопросов, то у вас отличный шанс изменить одну жизнь – взять ребенка в семью.


2
Как разговаривать с посторонними людьми
Говорить ли посторонним о том, что ваш ребенок – под опекой или усыновлен, решать вам самим. Не забывайте, что ребенок должен чувствовать вашу уверенность, знать, что вы всегда на его стороне. Очень важно, чтобы остальные члены семьи придерживались той же линии поведения. Договориться об этом лучше до того, как ребенок появится в вашей семье.

Как опекуны/усыновители вы будете вынуждены общаться с разными людьми.

Это могут быть:
  • кровные родственники ребенка
  • воспитатели детского сада
  • учителя и другие должностные лица школ
  • участковые педиатры
  • социальные работники
  • сотрудники полиции
  • судьи и другие представители судебных органов
  • родители детей, с которыми учится/ходит в детсад ваш ребенок
  • соседи
  • другие приемные родители
  • ваша семья и друзья, которые не всегда смогут понять ваше решение принять ребенка в семью

3
Вы уже определились с возрастом ребенка, которого возьмете в семью?
Выделяют 6 основных периодов детства:
до 1 года

Младенчество
до 3-х лет

Раннее детство
от 3-х до 7 лет

Дошкольное детство
от 7 до 12 лет

Младший и средний школьный возраст
12-15 лет

Подростковый возраст
15-18 лет

Юность
Каждый возраст имеет свои особенности адаптации и поведения
  1. Готовы ли вы взять в семью ребенка другой национальности?
  2. Пол ребенка. Есть ли в вашей семье дети? Возможно, у вас уже есть одежда и игрушки для передачи от детей старшего возраста к младшему ребенку.
  3. Узнайте, был ли ребенок подвергнут сексуальному насилию. В таком случае существует риск, что его сексуализированное поведение может так или иначе проявляться в вашей семье.
  4. Есть ли у вас доступ к психологам, если ребенку понадобится помощь этого специалиста?
  5. Есть ли в вашем районе медицинские учреждения, в которых ребенок сможет получить необходимое его здоровью медобслуживание?
  6. Оборудована ли школа рядом с вашим домом так, чтобы принять для обучения детей с особенностями здоровья?
  7. Готовы ли вы защищать потребности ребенка в его детском саду, в школе и в обществе
  8. Знаете ли вы об особенностях детей, которые уже пережили возврат или даже несколько возвратов?

4
Вы знаете, как помочь детям пережившим горе или потерю?
Горе — очень личное чувство, и каждый ребенок пройдет через него в своем собственном темпе. Помощь в минимизации травмы зависит от возраста ребенка.

Младенцы
Родители должны быть внимательными к потребностям ребенка. Необходимо свести перемены в распорядке дня к минимуму.
Дети, только начинающие ходить или говорить
Нуждаются в развитии независимости или в развитии баланса между зависимостью и независимостью. Важно терпимо относиться к «прилипчивому» поведению, вызванному тем, что дети не верят в то, что взрослые всегда будут рядом с ними.
Дошкольники
Прислушивайтесь ко всем их заявлениям, чтобы представить неверное понимание ребенком причин того, что он теперь живет в приемной семье. Важно внимание к развитию ребенка.
Дети от 6 до 10 лет
Эти дети нуждаются в объяснении причин потери, в информации о своем прошлом, чтобы понять, кто они есть, а также в помощи в установлении отношений со сверстниками и умению контролировать свои негативные чувства.
Подростки
Имеют потребность быть полноправными участниками процесса планирования своей жизни, потребность ощущать, что их желания принимаются во внимание. Они нуждаются в помощи, чтобы справиться с негативными эмоциями и низкой самооценкой, а также в поддержке в отношениях со сверстниками.

5
Вы знаете, как поддерживать связи между детьми и их кровными родственниками
Большинство приемных родители переживают и нервничают из-за встреч с кровными родственниками ребенка. Однако при поддержке специалистов сопровождающих центров и психологов вы научитесь правильно к этому относиться и помнить, что ребенку очень важно сохранять связь с прошлой семьей.
Способы поддержания связей между детьми и их кровными родителями:
  • содействие семейным встречам;
  • вовлечение кровной семью в принятие важных для ребенка решений;
  • привлечение родителей к помощи в вопросах воспитания;
  • помощь кровной семье в переживании их утраты искренним выражением надежды и поощрение их связей с ребенком;
  • положительные отзывы о семьях детей в разговорах с ним и во время встреч с кровными родственниками;
  • у ребенка должны быть фотографии кровных родственниках, он может общаться с ними по телефону, писать письма;
  • посещение мест, в которых ребенок был с кровной семьей;
  • уважительное отношение к вещам, оставшимся у ребенка с того времени, когда он жил в кровной семье;
  • поощрение ребенка к тому, чтобы он рисовал или делал поделки для кровной мамы;
  • включение имен биологических родителей в молитву ребенка, если есть религиозные ритуалы;
  • предоставление детям информацию о кровной семье;
  • разговоры с ребенком о его прошлом, о том, что он пережил;
  • поощрение рассказов о кровной семье;
  • поощрение рассказов о друзьях, учебе, занятиях спортом;
  • помощь ребенку в осознании переездов и изменений в его жизни;
  • фотография и запись событий в жизни ребенка в приемной семье;
  • поиск и сохранение фотографий из прошлой жизни ребенка.