Наиболее благоприятным вариантом считается гармоничная задержка в развитии, когда ребенок во всех сферах отстает равномерно. Серьезнее ситуация, когда существует диспропорция в развитии: он может демонстрировать какие-либо качества взрослого человека, но при этом быть эмоционально нестабильным, как трехлетка. Легкая форма ЗПР у ребенка в семье компенсируется в течение года-двух и не требует дополнительного вмешательства, кроме родительской любви и ласки. При серьезной форме ЗПР, сопровождающейся биологическими нарушениями, лучше использовать дополнительные методики.
Есть немало чудесных ситуаций «взрывного развития». Дети, находясь в неблагополучной среде, как бы «замораживаются», «ставят себя на паузу». Поэтому родители, приходя в дом ребенка, обнаруживают 2-летнего малыша, который не ходит, не говорит, смотрит перед собой и раскачивается. Очень часто такие дети дают «взрывное развитие». Через три дня в семье он пошел, через пять – заговорил… Они быстро привязываются к родителям, вырастают на 20 см в год, хорошо прибавляют в весе.
Изначально такие дети в доме ребенка выглядят достаточно неблагополучно. Но в глубине души сохраняют представление о том, что то, что с ними происходит, неправильно, и бойкотируют среду, в которую они попали. Они более сохранны, чем дети, которые адаптируются к ненормальной жизни.
Бывает, что в семью берут самого обычного ребенка, но за счет того, что он адаптировался к жизни в «системе», выясняется, что у него очень серьезные проблемы в эмоционально-волевой сфере, которые могут длиться годами. Это тот случай, когда ребенку ничего не интересно, он не хочет преодолевать трудности, у него нет детской жажды познания. Такие дети меньше страдают в учреждении «прямо сейчас». Те же дети, которые не могут этих правил принять – протестуют, очень страдают и отстают в развитии, но зато сохраняют «сердцевину» – самое ценное.